Один индийский король по имени Акбар начертил прямую линию и сказал своим подданным, что линию необходимо сделать короче, но ее нельзя отсекать и нельзя загибать. Он велел им сделать это любым возможным способом. Тогда каждый задумался над тем, как ее укоротить, если нельзя отсечь или загнуть. В конце концов, один из его очень мудрых министров поднялся и начертил рядом с первой линией более длинную линию. Находясь рядом с ней, первая линия стала короче. Она не была загнута, не была отрезана, но стала короче. Аналогично этому вам не следует отклонять или пресекать другое мнение, но вы должны проводить свою собственную линию, более длинную, и пусть другие люди решают, что больше, а что меньше, что хорошо, а что плохо.
читать дальшеЗубы могут очень сильно болеть в старости, но мы не можем вырвать челюсть, мы терпим эту боль. У нас может родиться непослушный ребенок, но мы не можем убить его после очередной двойки, мы терпим его врожденные особенности. На розах, кроме прекрасных цветов есть шипы. Курица не только несет яйца, но еще и ест, мы не можем отрезать ей переднюю часть тела, чтобы она не ела, а только несла яйца. А собака наоборот, передней частью лижет нас, а задней гадит где попало, но мы не можем оставить себе только голову собаки. Некоторые оставляют себе шкуру медведя, но попробуйте оставить себе всего медведя... Мы достойны всего этого, нет какой-то ошибки, а следовательно обязаны это принять и терпеть.
Одним словом - мы должны принять организм целиком во всей его полноте и гармонии, иначе организм умрет. Это называется необоснованной требовательностью и приводит к вымиранию целых цивилизаций, не то что к закрытию маленькой организации или разводу в семье.
Требовательность и милосердие это два концептуальных явления в сознании человека, которые формируют его поведение, цели и желания. И они должны существовать вместе, но в правильном соотношении. Есть только два соотношения:
1 - я очень требователен к другим и очень милосерден к себе.
2 - я очень милосерден к другим и очень требователен к себе.
Это основа нашего развития. Или мы движемся в перед или назад, или мы животные или цивилизованные представители нового тысячелетия. В несформированном сознании требовательность к другим достигает своего апогея. Но это не просто заблуждение, это опасное заблуждение, способное привести к самым грубым проявлениям на уровне поступков, например терроризму. Если кто-то заблудился в лабиринте, ему трудно сразу вернуться обратно, на это потребуется некоторое время, но мы не готовы их ждать, легче просто замуровать вход (развод например). Сколько мы даем человеку, чтобы он изменился? День, два, месяц. Но в семье, например, изменения могут протекать десятилетиями. Готовы вы дать человеку 30 лет? Такое нетерпение пронизывает все наше существование. Мы нетерпимы не только к живым объектам, мы нетерпимы даже к материи. Автобус едет слишком медленно, лампочка горит слишком тускло, чернила в ручке заканчиваются слишком быстро, стул не очень мягкий, может мы просто хотим стать Богом?
Поэтому, нетерпимость к другим, это признак желания над ними возвыситься. Иногда мы с вами не понимаем, каких результатов можем добиться свой излишней требовательностью. Это похоже на подтягивание ростков картофеля, чтобы они быстрее росли, но тогда страдает корневая система. Нет, их надо культивировать (вот она - культура), а это значит поливать и подвязывать. Также и мы не терпимы даже к своему собственному пути, к своему собственному духовному развитию. Если результат не приходит сразу, мы начинаем проявлять свое нетерпение на тех, кто идет рядом с нами, выливая на них свою злость на самого себя... Особенно интересно, когда рядом оказываются два нетерпимых человека и начинают проявлять свое нетерпение друг к другу. И тогда духовная жизнь превращается в бойцовский клуб. Все живут мирно, но понимая, что в любой момент они могут столкнуться на ринге, поэтому нельзя расслабляться и никому доверять. В некоторых духовных традициях востока, чтобы хоть как-то избавиться от этого явления,сразу совмещали духовное развитие и воинское искусство.
Но со стороны это похоже на ситуацию, когда человек с больной печенью указывает, как правильно жить человеку с больной почкой. Это просто драка костылями, пришла пора обмениваться гирляндами. Мы хотим принести благо всем, а значит к нам придут все члены социума и мы должны принять это целиком и заботиться о них даже больше, чем о тех кого мы ждали, иначе все наше желание помогать всем превратится в фикцию... Наше терпение сейчас носит нетерпимый характер. Мы терпим того, кто скрывает свои проблемы в развитии нетерпимы к тому, кто честно это признает, но кто из них более развит? Мы готовы терпеть несерьезного последователя своей религии и почему-то нетерпимы к серьезному последователю другой...
Почему? Потому что нам сейчас кажется, что они бесполезны! А теперь другой вопрос - способны ли мы терпеть тех же самых, если они будут перечислять на нужды нашей организации 10000$ ежемесячно? Не повесим ли мы их фотографии на стенд почета? Может наше милосердие продажно по своей природе и это выливается в жесткое нетерпение? Но тогда однажды мы не захотим терпеть детей, женщин, стариков, больных и других, тех кто не приносит большого дохода... Мы ложные трансценденталисты, так как от всех ждем материальной выгоды, и организация превращается в банк. Мы забываем о том, что наш путь, это путь самоотдачи и милосердия. В этом основная проблема первых этапов развития сознания.
Семена тоже бесполезны по своей природе, но они прорастут на следующий год. Хранение бесполезно для желудка и требует даже растрат, но потом это принесет урожай. Кто эти семена - это те, кто ни чему не хотят следовать, но самое то главное, что они и не против, что мы есть... иногда это называется мирянами.
Если человек не против, что есть истина и есть ее представители, это очень высокий уровень сознания. Истина уже живет у них в душе, осталось только не мешать ей прорости. Мы должны дать им шанс - это и есть милосердие. Мы должны дать семенам время на развитие и все это время их как минимум терпеть. Иначе мы можем превратиться в общество избранных - тех, кто проросли за один день. Во Вриндаване росток обносят клеткой и поливают каждый день, а растет он очень медленно, но все терпеливо ждут и однажды он дает прекрасный цветок...
Когда мы терпим чужие проблемы, это дает нам иммунитет к этим же проблемам, иначе может проявиться карма нетерпимости - к нам придут похожие проблемы и мы окажемся в той же ситуации. Терпимость и прощение - это настоящие украшения человека, брильянты это грязь по сравнению с этим. Мы хотим чтобы все шло по нашему плану, поэтому очень нетерпимы, если кто-то поступает так, как ему хочется. Но природа тоже поступает так, как ей хочется, но мы изо всех сил пытаемся найти какие-то закономерности и признаки. Для чего, чтобы контролировать природу. Но контролировать природу невозможно, так как это природа Бога, поэтому ничего в этом мире не поддается нашему контролю. Так и люди, окружающие нас, не собираются жить по нашему плану, у них есть свой план, если они его вообще ясно осознают. И когда мы пытаемся контролировать людей, мы снова пытаемся контролировать Бога. Что же делать? Есть один способ получить от кого-то желаемое - надо ему это дать! Из холодильника не появляются продукты сами собой, их надо туда положить. Поэтому, если хотите от людей добра, то дайте им столько добра, чтобы они сами наелись и с вами поделились...
И так как терпимость является формой аскезы, сначала это приводит к контролю вожделения, а затем к его трансформации в истинную любовь и наоборот, нетерпимость развивает наше вожделение до бесконечности.Следовательно, терпимость - это первый шаг к контролю своего сознания. Нас не должна волновать вера человека, нас должен волновать человек, а вера - это его свобода совести... Но мы лезем в чужую совесть своими еще не окрепшими мозгам и пытаемся так оценивать человека, оценивайте его по поступкам или по словам, но не по его совести...
(из лекции Рузова В.О. "Психология терпимости")